Уровни мышления в покере
Обновлено: 13.10.2024Стратегия игры в покер подразумевает принятие решений на основе теории вероятностей. Для их определения нужно представлять, как оппоненты действуют с конкретными картами. Уровни мышления в покере условно показывают глубину подобного анализа. Это статья о том, что имеют в виду игроки, используя такой термин, и почему этот навык полезен.
Содержание
Сколько существует уровней мышления в покере
Разграничить глубину анализа действий противников по уровням сложно. Но есть точки, которые показывают разницу между новичком, опытным любителем и профессионалом.
Нельзя уверенно сказать, что игрок находится на четвертом или пятом уровне. Это зависит от ситуации за столом, стратегического мастерства, общего состояния.
Во время сессии игрок может разыграть одну и ту же руку на четвертом-пятом уровне, а другую — на первом.
Тем не менее тренировки по теории и анализ раздач улучшают результаты за счет более глубокого понимания стратегии.
Нулевой
На этом уровне мышления в покере игрок не задумывается даже о своих картах. Он действует интуитивно и не анализирует решения.
Первый
Здесь игрок обращает внимание на карманные и общие карты. Он представляет комбинацию, которую хочет получить, возможно, учитывает шансы банка. Однако предположения о том, с какими руками оппонент действует тем или иным образом, не строит.
Второй
Здесь находится большинство постоянных игроков. Они глубже анализируют раздачу, хорошо представляют диапазоны, покрытие разных структур флопов, тернов и риверов руками. Такой стратегической подкованности достаточно, чтобы выигрывать деньги у слабых игроков.
Третий
На этом уровне находятся сильные покеристы. Здесь мышление идет от попытки представить игру глазами соперника. Это позволяет создавать ситуации, которые кажутся сложными, и выталкивать противника из борьбы.
Здесь есть инверсия с ходом мысли первого уровня:
- У меня сильная рука.
- Если я поставлю, оппонент поймет, что играет против хорошей комбинации.
- Если я сделаю чек, он попытается забрать банк.
Четвертый
Каждый следующий этап является чем-то вроде способов борьбы с предыдущим. Логика исходит из того, что игрок думает о том, что думает соперник.
Продолжая пример из предыдущего раздела, можно представить мышление таким:
- У меня сильная рука.
- Мой бет делает комбинацию очевидной для оппонента.
- Соперник тоже имеет руку с вэлью (но более слабую) и думает, что ставкой выбьет карты, с которых мог бы добрать. Он сделает чек.
- Нельзя давать бесплатную карту руке слабее. Я ставлю.
Покерист с преимуществом в глубине мышления в теории может переигрывать соперника, не думая о собственных картах.
Уровень | Основной вопрос | Категория игроков |
Первый | Что у меня? | Новички и слабые |
Второй | Что у других игроков? | Слабый постоянный игрок |
Третий | Что думает оппонент о моих картах? | Средний профессионал |
Четвертый | Чего ожидает от меня соперник, понимая, что я думаю о его картах? | Сильный игрок |
Как выглядит процесс принятия решений
Игрок с многоуровневым мышлением, думая о раздаче, проходит все этапы от первого к четвертому. Он смотрит на полученные карманные карты. Затем оценивает действия соперника и предполагает его диапазон.
Далее он считает математическое ожидание разных линий розыгрыша. Этот процесс включает попытки оценить собственные решения глазами соперника. Правильным может оказаться действие, противоположное тому, которого ожидает оппонент.
Принятие решения на основании многоуровневого представления о ходе мыслей соперника называется левелингом.
Реальный пример хода игры
В данном примере для получения преимущества по уровню мышления в покере используют нотсы. Это заметки, написанные в руме и говорящие о типичных решениях оппонента. Такая информация — важная часть покерного мышления, поскольку она делает предположения более точными.
Начальные данные:
- Турнир по безлимитному Холдему.
- Стадия призов.
- Блайнды 300/600 + 35.
- У героя и оппонента равные стеки по 20,000 фишек.
Противник опытный, но игрок-любитель. Он склонен использовать высокие карманные карты. Часто продолжает ставить на постфлопе (около 85%), но с попаданием в готовую руку повышает бет-сайзинг. Анализирует решения противников и пытается подстраиваться. На последних улицах иногда блефует.
На префлопе
Оппонент делает рейз 1,400 с кат-оффа. Его диапазон: AXs, K9o+ J9o+, 22+. У героя K♥Q♣. Он коллирует на большом блайнде.
Причины такого решения:
- Фолд невозможен. У K♥Q♣ 50.2% эквити против диапазона соперника.
- 3-бет сильно обрезает спектр оппонента. Если он сбросит 50% рук, эквити короля с дамой станет меньше на 12%. Плюс нужно играть без позиции, а попадания во флоп часто будут доминированы.
- Колл — оптимальное решение. Сохраняет банк небольшим, позволяет сыграть от флопа.
На флопе
На борде A♠K♦4♠. В банке 3,450. Такой флоп подходит оппоненту. Нотсы говорят, что он выдаст силу руки размером ставки. Стоит чекнуть и посмотреть на дальнейшие действия.
Катофф ставит 1,700. Стандартное решение, скорее говорящее, что туза у него нет. Отвечать рейзом здесь неуместно, поскольку это оставит в диапазоне противника более сильные руки. Колл — оптимальное решение с текущим эквити.
На терне
Следующая общая карта — валет. Она дает гатшот и позволяет изобразить стрит на QT. В глазах соперника такая рука подходит защите большого блайнда и чек-коллу флопа. Однако явных причин ставить нет. Уверенно изобразить QT в такой ситуации сложно. Кроме того, он, вероятно, сбросит только слабые карманные пары.
Блефовать в лузового игрока — сомнительная идея. Стоит сделать чек и посмотреть на ответные действия. Соперник тоже пропускает ход.
На ривере
Пятая общая карта — 5♠. Чек на терне говорит об отсутствии сетов, сильных и двух пар. Логично предположить, что диапазон становится уже: 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99, TT, KT, JT+. Добрать с него сложно. Но информация о сопернике говорит, что он блефует в подходящих ситуациях. И может попытаться забрать банк, изображая флеш. Стоит сделать чек.
Оппонент ставит 5,500 в банк 6,650. Лишь малая часть рук в его диапазоне превратилась во флеш. С большой вероятностью это блеф со средней парой и гатшотом. Хиро играет колл, видит у оппонента KT и забирает банк.
Гибкость стратегии в зависимости от уровня оппонента
Лучшие игроки разбираются в эквити и умеют быстро считать математическое ожидание. Они понимают, как на эти показатели влияет состав стола.
Уровневое мышление работает, когда соперник тоже пытается его использовать. В такой борьбе выигрывает тот, кто способен глубже проанализировать ситуацию. Но против оппонента, действия которого непредсказуемы, эффективнее простая стратегия.
Так, против слабого лузового оппонента, идущего до шоудауна с любой парой независимо от сайзинга, нужно ставить много. Он не анализирует действия соперников и размеры повышений, а просто играет по карте.
Другие примеры ситуаций, когда понимание чьего-то уровня мышления в покере позволяет прибыльно действовать:
- Оппонент-нит думает только о своих картах. Его диапазон — AQ+, KQ+, JJ+. С высокой вероятностью он сыграет на большинстве флопов очень осторожно, то есть сбросит без попадания в пару или дро. Таким образом его легко выбить на подходящих общих картах.
- Сет-майнинг. У карманной пары меньше 50% эквити против топ-диапазона. Но ее легко реализовать на постфлопе против соперника, который использует прямолинейную стратегию. Например, он переиграет пару тузов или королей на сухом борде.
Чем сильнее оппонент, тем чаще нужно «смотреть» ему в голову. Думая на один уровень выше, чем он, покерист будет реже допускать ошибки.